Александрийская   библиотека.

Скачать статью.

Новая Александрийская библиотека построена по проекту австрийского архитектора Кристофера Капелле и открыта в октябре 2002 года. Это современная версия одной из самых старых библиотек мира. Для её строительства был создан международный консорциум норвежского архитектурного бюро Snøhetta с английскими и итальянскими строительными компаниями.

Необычное здание выполнено в форме огромного цилиндра из стекла и алюминия. Внутренний свод покоится на тонких бетонных колоннах с капителями в форме цветка лотоса, которые возвышаются над огромным читальным залом.Комплекс библиотеки также включает здание сферической формы, где располагаются конференц-зал, планетарий с куполом и Археологический музей. В хранилищах библиотеки собрано более 8000 древних рукописей и редких книг. Их изучают и переводят в цифровой формат, чтобы посетители могли с ними ознакомиться.

Древняя Александрийская библиотека была основана в начале 3 века до нашей эры (ок 234 г. до н.э.). Если Александрийский Маяк разрушило землетрясение и время, то древнюю Александрийскую Библиотеку – несомненно, уничтожили люди. Сейчас трудно приписать гибель библиотеки какому-то одному событию или же однозначно обвинить в этом кого-то - язычников, христиан или мусульман. Среди специалистов нет единого мнения о дате и причинах гибели библиотеки. Ученые по-прежнему спорят, как и когда она исчезла.

Точное местонахождение древней Александрийской библиотеки до сих пор не известно. Однако, предполагают, что главное здание Александрийской библиотеки располагалось посреди дворцового комплекса в Брухейоне, как часть Мусейона – древней академии наук.

В отличие от древних римских библиотек, Александрийская библиотека сначала не была публичной: она предназначалась исключительно для нужд членов Мусейона и царской семьи. И только около 235 года до н. э., при Птолемее III, в другой части города, на берегу канала при храме бога Сераписа, была создана меньшая по размерам «дочерняя библиотека» для более широкого круга читателей и учёных. Такое расположение для библиотеки не случайно, – библиотека считалась святым местом, не уступающим по значимости религиозным храмам. Перед вхождением в ее хранилища совершался обряд очищения. Библиотека состояла из десяти больших залов, облицованных белым мрамором, в которых стояли столы для чтения и письма, а около них – удобные кресла и мягкие ложа. Это было связано не только с созданием комфортных условий для работы, но и со стремлением обеспечить сохранность свитков.

По утверждению некоторых ученых, царская библиотека, с момента основания затмила своей популярностью самый знаменитый культурный центр того времени – библиотеку в Пергаме. Это и не удивительно, ведь общеизвестно, что в Александрийской библиотеке хранилось около миллиона выдающихся папирусов, древних манускриптов, уникальных каменных и вощеных табличек с клинописью и иероглифами, и других редчайших текстовых творений по всем отраслям знаний. В библиотеке хранились произведения на самых разных языках. Считалось даже, что в мире не существует ни одного ценного произведения, копии которого не было бы в Александрийской библиотеке. Для сравнения, в XIV веке в библиотеке Сорбонны находилось самое большое собрание книг – 1700 экземпляров. Нетрудно предположить, что основу библиотеки составили раритеты, добытые еще во время походов Александра Великого. Учитывая географию его победоносных завоеваний, трудно даже вообразить – что это были за материалы. Теперь можно только с завистью догадываться…

Известен факт, что Птоломей II не торгуясь, купил для библиотеки книги из собрания Аристотеля. Редкие свитки приобретены им также в Афинах и на острове Родос. Вообще проблема пополнения Александрийской библиотеки решалась своеобразно. Существует легенда, что стражникам приказывалось обыскивать каждый заходящий в порт корабль, чтобы найти какие-нибудь рукописи для пополнения коллекции. И если свитки находили, то их оставляли у себя, а владельцам возвращали копии.

По другой легенде, Птолемей III за оригиналы трагедий Софокла, Эсхила и Эврипида в качестве залога заплатил афинскому архиву огромную по тем временам сумму в пятнадцать талантов. В Афины оригиналы этих текстов не вернулись, – обратно отправили копии. Однако, славу Александрийской библиотеке принесли не только колоссальные размеры ее фондов, и даже не то, что она стала собранием поистине уникальных рукописных шедевров со всего мира. Самой легендарной страницей истории библиотеки стало ее исчезновение.

На сегодняшний день известно, что Александрийская библиотека неоднократно страдала от пожаров. Так, при взятии Александрии легионами Юлия Цезаря в 48 – 47 гг. до н. э., в городе (и библиотеке) бушевал страшный пожар, и часть книг сгорела.

Считается, что здание библиотеки было восстановлено и, после этого, она просуществовала еще более трех веков. Библиотека вновь горела в 273 г. при подавлении бунта царицы Зенобии войсками римского императора Аврелиана. Предполагается, что тогда часть уцелевших книг была перенесена в Серапеум, а часть – была вывезена в Константинополь. В 391 г. в Александрии произошли столкновения между христианами и язычниками. По приказу Патриарха Теофила (Феофила) был разрушен языческий храм Серапеум, а вместе с ним уничтожены древние рукописи, как «носители языческой ереси». Но так ли случайно было это рвение уничтожить неугодную «языческую» религию? Как мы помним, - в библиотеке преимущественно хранились оригиналы, в том числе и оригиналы 27 манускриптов на Арамейском языке, выбранных в качестве фундамента Нового Завета, которые стали сегодняшним Евангелие. В некоторых источниках говорится о том, что подстрекаемые Феофилом «ревнители христианства», топили баню манускриптами из Александрийской библиотеки. Сотни тысяч бесценных книг было уничтожено.

Уцелевшие остатки рукописей погибли, видимо, в VII – VIII веках, после завоевания Египта арабами. Известно предание, гласящее, будто в 646 г. халиф Омар ибн Хаттаб дал повеление полководцу Амру сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. И в том и в другом случае их надо сжечь». Об этом свидетельствует мусульманский историк Абд аль-Латиф (1160-1231): «Александрийская библиотека была сожжена Амр ибн аль-Асом по приказу Омара-победителя». Омар был противником и мусульманских книг, придерживаясь всё того же принципа: «Книги Бога нам достаточно». Так что вполне естественно, что именно он довершил дело, начатое Юлием Цезарем , продолженное Аврелианом и прочими.

Какой бы ни была причина исчезновения библиотеки, ее гибель, в первую очередь, означает, что навсегда исчезла огромная сокровищница знаний. Хочется надеяться, что те рукописи, которые может быть сохранились в частных библиотеках и коллекциях, когда-нибудь все же, станут интеллектуальным достоянием всего человечества.

 
Joomla 1.5 Templates by JoomlaShine.com