Александрийский Маяк на острове Фарос. Скачать статью.

В первой половине III века до нашей эры новая столица Египта - Александрия процветала. Однако, гавань ее представляла опасность для судоходства, что было препятствием для развития морской торговли. Река Нил выносит в дельту много ила, Александрия построена именно там. На мелководье среди камней и мелей требовались очень умелые лоцманы.

Решением проблемы мог стать маяк на острове Фарос в Средиземном море, напротив Александрии, на расстоянии 1290 м, который указывал бы путь. Строительство началось ок. 280 г. до нашей эры, при Птолемее I и закончилось, по одной версии, через пять лет, а по другой — через 20, при Птолемее II. Строительство маяка было поручено известному греческому архитектору Сострату Книдскому. Поссидип, современник Сострата, воспел его в стихах, которые пережили маяк и донесли до нас имя его создателя. А имя это было широко известно в античном мире.

Современные ученые установили, что Сострат был архитектором и инженером сооружений, подобных «Висячим садам Семирамиды», одно из них - «висячая променада» на острове Книд. Ему приписывают еще одно чудо: во время боев за Мемфис он якобы отвел воды Нила, чтобы войска смогли захватить город. Спустя многие годы на одной из плит маяка ученые обнаружили надпись его создателя: «Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора — он закрыл ее слоем штукатурки, на которой было написано имя правителя Египта.

Сначала, остров был соединен с материком дамбой, по которой стали доставлять необходимые для строительства материалы. Александрия была самым богатым городом тогдашнего мира. К услугам строителей был громадный флот, каменоломни и передовые технические решения, разработанные местными академиками из Мусейона. Именно остров дал название прославленному маяку, который нарекли Фаросским. Слава о нем была столь велика, что слово «фарос» стало корнем слова «маяк» во многих европейских языках —

французском, итальянском, испанском и румынском.

Внешний вид маяка можно представить по александрийским монетам, сохранились также описания его греческими, арабскими и римскими путешественниками, посещавшими Александрию в разные годы. Основным строительным материалом были: известняк, мрамор и гранит. Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты и квадратным основанием 30х30 м. Здесь хранился различный инвентарь. На плоской крыше нижней части маяка, украшенной по углам огромными статуями Тритонов, стояла средняя часть  - 40-метровая восьмигранная башня, облицованная белым мрамором. Верхняя часть была цилиндрической, из 8 колонн с куполом и бронзовой фигурой Посейдона высотой 8 метров. По некоторым сведениям, на вершине башни стояла статуя Зевса, а не его брата повелителя морей Посейдона.

Благодаря огромной высоте трёхэтажной башни маяка - 120 метров многие считали его самым высоким сооружением в мире, другие — вторым после пирамиды Хеопса, в первоначальном виде достигавшей 147 метров. По некоторым описаниям высота маяка была 180 метров. Такой подсчет сделан на основании свидетельств историка Иосифа Флавия. В XI веке автор Ибн аль-Сайха называет цифру 130-140 метров. Ни один из современных маяков не достигает высоты Александрийского. Величайший европейский маяк на о.Уэссан Франция имеет высоту 100 метров. Его построили в 1980г.  Маяк на мысе Гаттерас , у восточного побережья США, имеет высоту 58 метров, на коралловых рифах Флориды - 48 метров. А самый большой современный маяк располагается в Японии, в  порту Йокогама - Йокогамская Морская Башня - 106 м, мощность свечения 600 Вт. Подробнее о современных маяках см. статью "Интересное о маяках".

Свет Александрийского маяка был виден на расстоянии 60 - 100 км. Источником служил постоянно горевший внутри колоннады большой костер. Каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения, точно не установлено. По одной версии, этому способствовали огромные зеркала из полированной бронзы. По другой — для создания такого эффекта были использованы большие линзы, выточенные из тщательно отшлифованного кварца. Горючий материал доставляли по пологой винтообразной лестнице, построенной внутри маяка, причем ширина ее была такой, что на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами. Впоследствие, на маяке установили мощное осветительное устройство, в котором сжигали древесную смолу и масло. Дерево не использовали по причине слишком высокой цены — его приходилось везти в Александрию из-за моря. В погожие дни сигналом служил поднимавшийся над маяком столб дыма.

Столь грандиозное сооружение было бы чудом и в наши дни. Например, в одном из источников приводится рассказ о сделанных из позолоченной бронзы высоких женских фигурах, венчавших углы восьмигранной башни. Время от времени они якобы оживали, поскольку были не просто скульптурами, а хитроумными автоматами. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли также возле больших водяных часов — клепсидр и через определенные отрезки времени били в звонкие гонги. А в туман и непогоду, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал, трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная механическая женщина. Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей использовалась для обзора морских просторов, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.

Александрийский маяк был первый в мире и простоял 1000 лет, помогая ориентироваться средиземноморским «кибернетос» (так называли кормчих древние греки). Но в 796 г нашей эры он был разрушен землетрясением. Попытки восстановить его закончились неудачей. В середине XIII века материк настолько приблизился к острову, что пристани занесло песком . К началу XIV века остатки маяка разобрали на камни, а бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. В 1480 г. мамлюкский султан Кайт-бей построил на фундаменте маяка крепость, которая стоит до сих пор и стоит она на месте первого в мире маяка.

В 60-х годах XX века, во время исследования прибрежных вод, итальянский ныряльщик, опустившись на небольшую глубину у крепости Кайт-бей, нашел две мраморные колонны. При дальнейших работах со дна подняли статую богини Исиды Фаросской, которая некогда стояла в близлежащем храме. В 1993 году начались работы по укреплению западной оконечности бухты, у подножия форта Кайт-бей. Там археологи обнаружили и извлекли из моря бюст женщины из красного гранита. За этим последовали другие находки: тысячи колонн, капителей, фрагменты обелиска эпохи фараона Сети I, скульптуры сфинксов, огромные статуи. Всего, на площади более 2 гектаров, было насчитано больше 2000 блоков. Осенью 2005 года агентство РИА Новости сообщило: "Французские подводные археологи нашли фундамент Фаросского маяка в Александрии. Ранее, в июле того года, губернатор Александрии Салам Махгуб обратился к египетским и международным организациям с призывом восстановить маяк, на что потребуется $100 миллионов."

Многолетние споры - возродить или нет Фаросский маяк в Александрии, "6-e Чудо Света", - ещё не завершились. В 2000 году министерство культуры Египта одобрило проект, представленный египетско-бельгийской фирмой "Гелиофарос". Новый маяк со светящейся звездой на вершине, который взметнется на высоту более 100 метров, мог бы уже стоять в восточной бухте Александрии на гигантском поплавке в виде пятиконечной звезды. В центре звезды планируется поставить стеклянный макет старого Фаросского маяка. В трех надводных этажах общей высотой 45 метров возможно разместить смотровые площадки различного уровня и информационный зал, посвященный всем достопримечательностям Александрии. В подводной части маяка на глубине 3 м. от уровня моря  - стеклянная галерея. В ней можно будет увидеть обнаруженный на дне восточной бухты царский квартал греческой Александрии. Он опустился под воду в раннем Средневековье в результате тектонических сдвигов. Сохранились остатки дворца Клеопатры и других многочисленных сооружений. Туристов будут перевозить к маяку пять прозрачных катеров. Они, как и сам маяк, будут работать на солнечных батареях. Проект стоимостью $25 миллионов планировалось осуществить за три года.

В 2006 году сразу несколько стран Европейского союза предложили Египту свою помощь в восстановлении  Фаросского маяка. Франция, Германия, Италия и Греция намерены включить маяк в масштабный европейский проект Medistone, направленный на сохранение и воссоздание архитектурных памятников эпохи Птолемеев в Египте, Алжире и Марокко. Проект, который уже оценивают в $40 миллионов, предусматривает строительство фешенебельной гостиницы,  конференц-залов, делового центра, ресторанов, клуба подводного плавания, а также музея истории маяка.  
Однако, это начинание неожиданно встретило противодействие со стороны главы Высшего совета по делам древностей Египта Захи Хаваса. «Я против строительства, ведь Александрийский маяк был одним из чудес света, а возведение похожего маяка лишь снизит историческую ценность великого памятника»,- считает Хавас.

(см. Продолжение.)

Список использовавшихся материалов:
Автор: Г.Чернов Тайны ХХ века" №4 2009 г. Александрийский (Фаросский) Mаяк .

 
Joomla 1.5 Templates by JoomlaShine.com